Как подружить предопределение и свободную волю?

Долгое время я решал для себя проблему согласования предопределения и свободной воли, основываясь на Божьем предвидении.
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
(Рим.8:29,30)

Я считал, как и многие другие христиане, что Божье предопределение основано на Его предвидении. Он знал наперед всех, кто примет Его и всех, кто отвергнет, на основании этого знания Он и определил одних ко спасению, а других к осуждению.
Но уже в следующей 9-й главе, Павел указывает на то, что Божье избрание Иакова и отвержение Исава никак не зависело от них самих, ни от их дел, ни от их выбора.
"Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению" (2Фес.2:13)
"Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению" (2Тим.1:9);
"помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9:16)

Кто хочет подробнее изучить вопрос предопределения рекомендую обратиться к трудам Августина или Кальвина, или к небольшому несложному обзорному исследованию "О предопределении" из "Апологетических этюдов" Евгения Каширского.

Немного исследовав этот вопрос я так и не смог должным образом "подружить" доктрины предопределения и свободной воли.
Мне нравится, как кто-то сказал, что предопределение и свободная воля - это два забора по краям дороги жизни. И нам, для сохранения баланса в различные периоды жизни необходимо ударяться то об один из них, то о второй.
Я просто верю в обе доктрины, и в предопределение и в свободный выбор, не пытаясь их подружить.

1. Я верю в то, что до сотворения мира был определен Богом ко спасению.
2. Я верю, что своей свободной волей выбрал спасение во Христе.
3. Я не пытаюсь эти факты совместить, я просто в них верю.

Точно так же:

1. Я верю, что Бог будет сохранять меня во Христе до Его пришествия.
2. Я верю, что имею свободную волю отвергнуть Христа.
3. Я не знаю как эти факты совместить, я просто в них верю.

Вы можете спросить, почему я так и не разобрался до конца в этом важном вопросе? Я объясню так.
Богопознание евреев основывалось не на понимании Бога, а на исполнении Его воли. Закваска греческой философии заразила христианских мыслителей желанием разложить Бога по полочкам. В результате мы имеем кучу бесполезных или малозначимых, с позиции нашего следования за Господом, учений, знание которых держит многих непослушных Божьей воле христиан в иллюзии, будто бы они знают Его.
Знание Бога открывается в исполнении Его воли, а не в изучении Его сущности. Вот почему ребенок может знать Бога лучше матерого теолога.
0 Responses

Что вы об этом думаете?